Главная | Защита прав потребителя | Уголовно-правовая характеристика дачи взятки ст 291 ук рф

Статья 291. Дача взятки

Уголовно-правовая характеристика дачи взятки 1.

уголовно-правовая характеристика дачи взятки ст 291 ук рф был чужим

Квалифицирующие признаки и уголовная ответственность за дачу взятки 2. Она процветает как экономическое преступление с незапамятных времен, и вряд ли можно предсказать ее исчезновение из числа составов преступлений, преследуемых современным законодательством. Еще в Ветхом Завете упоминается одна из божьих заповедей народу: Даров не принимай; ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых.

Казань, Казанский Приволжский федеральный университет, 11 - 12 октября г.

Удивительно, но факт! Получение ее должностным лицом.

Дача взятки - деяние, предусмотренное главой 30 Уголовного кодекса Российской Федерации Уголовный кодекс Российской Федерации от Названная глава регулирует преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, то есть включает нормы о так называемых должностных преступлениях и ответственности за их совершение. Специфика должностных преступлений состоит в их особой опасности. Так, совершая указанные преступления, должностные лица нарушают один из основополагающих принципов деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, да и граждан в целом, предусмотренный п.

Оно нередко сопровождается другими противоправными деяниями, в частности, преступлениями в сфере экономики, против правосудия, компрометирует правоохранительные органы, порождая представление о возможности достижения желаемого результата путем подкупа должностных лиц, и, как следствие, плодя такое преступление, как дача взятки. Кроме того, действия по получению взятки должностными лицами умаляют авторитет государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений в обществе, подрывают у граждан уверенность в защищенности их прав, порождают у них недоверие к органам власти.

Тем самым в обществе создается представление о государственном органе органе местного самоуправления , который является прямым рычагом взаимодействия государства с его гражданами, как о продажном инструменте реализации противоправных помышлений человека. Исходя из данных криминальной статистики, представленных на портале правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации динамика экономических преступлений такова, что с по год их количество уверенно идет на убыль. При этом количество преступлений, совершенных по статье Уголовного кодекса РФ, в различных регионах российской Федерации, по данным названного сайта, абсолютно различно.

Вопросы о том, от чего зависят данные показатели, можно ли говорить о качестве работы правоохранительных органов в разных частях страны, либо виной всему недостаточная централизация управления в уголовной сфере, остаются открытыми. В любом случае, негативность изложенной ситуации, а так же имеющие место в науке и на практике споры о применении уголовно - правовых норм об ответственности за получение и дачу взятки обуславливают актуальность выбранной темы.

Комментарий к Ст. 291 УК РФ

Настоящая курсовая работа имеет основополагающей целью рассмотрение того, что есть дача взятки с позиций уголовного права, какова ответственность за данное преступление, а также изучение специфических особенностей и проблем квалификации указанной категории преступлений. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: За основу данной работы берутся положения законодательства, в частности, федеральных законов, Уголовного кодекса РФ.

Для наиболее подробного освещения вопроса используются положения судебной практики и мнения авторов-теоретиков. Первое, на что стоит обратить внимание при рассмотрении такого преступления как дача взятки - это лицо, ее получающее. Взятка может быть дана только должностному лицу. Это отличает данное преступление от, например, преступления по статье Уголовного кодекса РФ Коммерческий подкуп. Статья Уголовного кодекса РФ говорит, что коммерческий подкуп - это незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий бездействие в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.

Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях названной главы понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Другой комментарий к Ст. 291 Уголовного кодекса Российской Федерации

Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. При этом в качестве должностного лица может выступать не только гражданин Российской Федерации.

Рассматриваемая статья также распространяется на иностранных должностных лиц и должностных лиц публичной международной организации. Определения того, кто подпадает под критерии таких лиц, даны в статье Уголовного кодекса РФ. Под иностранным должностным лицом понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия.

Под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени. К иностранным должностным лицам и должностным лицам публичной международной организации в статьях , и К должностным лицам публичной международной организации относятся, в частности, члены парламентских собраний международных организаций, участником которых является Российская Федерация, лица, занимающие судебные должности любого международного суда, юрисдикция которого признана Российской Федерацией.

Что касается состава по статье , примечание 1 статьи декларирует: Таким образом, налицо различие: Объект преступления - общественные отношения в сфере обеспечения нормального функционирования законной публичной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления Уголовное право России.

Под общественными отношениями понимаются, прежде всего, фактические отношения между людьми, юридическими лицами и государством по поводу реализации ими своих прав и свобод, выполнения ими своих задач, полномочий и обязанностей Уголовное право.

уголовно-правовая характеристика дачи взятки ст 291 ук рф только

Общественная опасность преступления заключается в том, что оно дезорганизует либо ликвидирует сложившиеся общественные отношения, мешает успешному выполнению субъектами этих отношений своих задач и в конечном итоге наносит вред личности, юридическим лицам, обществу, либо государству в целом http: Объективная сторона преступления - процесс общественно опасного и противоправного посягательства на охраняемые законом интересы, рассматриваемый с его внешней стороны с точки зрения последовательного развития тех или иных событий и явлений, которые начинаются с преступного действия бездействия субъекта и заканчиваются наступлением преступного результата Курс уголовного права.

Объективная сторона дачи взятки заключается в передаче должностному лицу лично или через посредника предмета взятки или в предоставлении ему выгод имущественного характера за выполнение или невыполнение последним в интересах взяткодателя действий с использованием своего служебного положения. Дача взятки считается оконченной с момента принятия должностным лицом либо лицом хотя бы части передаваемых ему ценностей например, с момента передачи их лично должностному лицу, зачисления с согласия должностного лица на счет, владельцем которого оно является.

При этом не имеет значения, получили ли указанные лица реальную возможность пользоваться или распоряжаться переданными им ценностями по своему усмотрению. При этом следует учитывать такую особенность: В тех случаях, когда предметом дачи взятки, посредничества во взяточничестве является незаконное оказание услуг имущественного характера, преступление считается оконченным с начала выполнения с согласия должностного лица либо лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, действий, непосредственно направленных на приобретение ими имущественных выгод например, с момента уничтожения или возврата долговой расписки, передачи другому лицу имущества в счет исполнения обязательств взяткополучателя, заключения кредитного договора с заведомо заниженной процентной ставкой за пользование им, с начала проведения ремонтных работ по заведомо заниженной стоимости.

В случае если должностное лицо отказалось принять взятку, действия лица, непосредственно направленные на их передачу, подлежат квалификации как покушение на преступление, предусмотренное статьей или статьей Если условленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, действия которых были непосредственно направлены на их передачу или получение, содеянное следует квалифицировать как покушение на дачу взятки, на посредничество во взяточничестве.

Что касается дачи взятки в условиях оперативно-розыскного мероприятия, дача взятки, в том числе через посредника должна квалифицироваться как оконченное преступление вне зависимости от того, были ли ценности изъяты сразу после их принятия должностным лицом. В случае если имело место только обещание или предложение передать незаконное вознаграждение за совершение действий бездействие по службе, оно подлежит рассмотрению как умышленное создание условий для совершения соответствующего преступления, если высказанное лицом намерение передать взятку было направлено на доведение его до сведения других лиц в целях дачи им ценностей, а также в случае достижения договоренности между указанными лицами.

Если же иные действия, направленные на реализацию обещания или предложения, лица не смогли совершить по независящим от них обстоятельствам, содеянное следует квалифицировать как приготовление к даче взятки. Как было указано выше, закон предусматривает вручение взятки не только лично, но и через посредника. Посредничество во взяточничестве регулируется отдельной статьей Уголовного кодекса РФ - статьей Посредничество в данном случае представляет собой непосредственную передачу взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и или взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки.

Незаконная передача, предложение или обещание должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав могут происходить от имени или в интересах юридического лица.

Поскольку юридические лица не являются субъектами уголовных правоотношений, за такое поведение статьей статья При этом, как разъясняет Министерство труда Российской Федерации в своем письме Аналогичный вывод содержится в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал года Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал года утв.

Президиумом Верховного Суда РФ Предмет дачи взятки - это незаконное вознаграждение. Причем формы вознаграждения конкретизированы в диспозиции статьи При этом не образует состав получения взятки принятие должностным лицом денег, услуг имущественного характера и прочее за совершение действий бездействия , связанных с исполнением его профессиональных обязанностей, но не относящихся к полномочиям представителя власти, организационно-распорядительным либо административно-хозяйственным функциям.

Имущественные права включают в свой состав как право на имущество, в том числе право требования кредитора, так и иные права, имеющие денежное выражение, например исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации статья Гражданского кодекса РФ Гражданский кодекс Российской Федерации часть четвертая от Получение взятки в виде незаконного предоставления должностному лицу имущественных прав предполагает возникновение у лица юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться чужим имуществом как своим собственным, требовать от должника исполнения в его пользу имущественных обязательств и др.

Переданное в качестве взятки или предмета коммерческого подкупа имущество, оказанные услуги имущественного характера или предоставленные имущественные права должны получить денежную оценку на основании представленных сторонами доказательств, в том числе при необходимости с учетом заключения эксперта.

Удивительно, но факт! Объективная сторона взяточничества Объективная сторона получения взятки выражается в получении должностным лицом взятки лично или через посредника за действия бездействие в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия бездействие входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям бездействию , а равно за общее покровительство или попустительство по службе. То же преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления.

Получение и дача взятки, а равно незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе, посредничество во взяточничестве в виде непосредственной передачи взятки считаются оконченными с момента принятия должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, хотя бы части передаваемых ему ценностей например, с момента передачи их лично должностному лицу, зачисления с согласия должностного лица на счет, владельцем которого оно является.

Если взяткодатель посредник намеревался передать, а должностное лицо - получить взятку в значительном или крупном либо в особо крупном размере, однако фактически принятое должностным лицом незаконное вознаграждение не образовало указанный размер, содеянное надлежит квалифицировать как оконченные дачу либо получение взятки или посредничество во взяточничестве соответственно в значительном, крупном или особо крупном размере. Например, когда взятку в крупном размере предполагалось передать в два приема, а взяткополучатель был задержан после передачи ему первой части взятки, не образующей такой размер, содеянное должно квалифицироваться по пункту в части 5 статьи УК РФ.

Лицо, дающее или намеревающееся дать взятку, должно действовать по собственной воле и быть намерено совершить именно это действие Оценочные признаки в Уголовном кодексе Российской Федерации: Такой вывод подтверждается судебной практикой: Апелляционное определение Московского областного суда от В содержание умысла преступника входит то, что он предоставляет должностному лицу незаконное вознаграждение выгоду имущественного характера именно как взятку, то есть обменивает данное вознаграждение на совершение действий бездействие в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия бездействие входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям бездействию , а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

При этом, названные действия должны быть произведены не обязательно в отношении лица, непосредственно дающего взятку. Названные действия могут производиться в отношении родных и близких взяткодателя, иных лиц, указанных им, а также качаться органов, организаций или учреждений, в которых такое лицо работает или имеет определенный интерес.

Субъектом взятки может быть вменяемое лицо, достигшее 16 лет. В качестве субъекта дачи взятки может выступать и должностное лицо. Привлечение указанных лиц к уголовной ответственности за дачу взятки не освобождает юридическое лицо, от имени или в интересах которого совершены соответствующие коррупционные действия, от ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица, установленной статьей Данный вопрос также подлежал рассмотрению в настоящей курсовой работе ранее. Дача взятки без отягчающих обстоятельств отнесена к числу преступлений средней тяжести, а при наличии квалифицирующих признаков ч.

Дача взятки является одним из видов коррупции. Дача взятки основывается на передаче ценностей должностным лицам, перечисленным в статье Уголовного кодекса РФ. Лицо, не занимающее государственные должности Российской Федерации, а также не являющееся иностранным должностным лицом, либо должностным лицом публичной международной организации, получающее определенные статьей ценности, не признается лицо, получившим взятку, что позволяет сделать вывод о том, что при регулировании Уголовным кодексом РФ данного вопроса основополагающими являются интересы публичных органов государственной власти.

Взятка может считаться данной группой лиц, если в ее совершении совместно участвовали два или более исполнителя без предварительного сговора. То же преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления. Названные положения регламентированы статьей 35 Уголовного кодекса РФ. В таких случаях преступление признается оконченным с момента принятия взятки хотя бы одним из должностных лиц. При квалификации действий указанных лиц не имеет значения, какая сумма получена каждым из членов преступной группы.

Удивительно, но факт! Под иностранным должностным лицом понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени. Объективная сторона дачи взятки выражена в виде передачи взятки должностному лицу лично или через посредника за действия бездействие в пользу взяткодателя, если такие действия бездействие входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям бездействию , а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Действия лиц, не обладающих признаками специального субъекта, предусмотренными статьей или статьей УК РФ, участвующих в получении взятки или предмета коммерческого подкупа группой лиц по предварительному сговору, квалифицируются соответственно как посредничество во взяточничестве. Квалификация размера передаваемых и, соответственно, полученных должностным лицом выгод квалифицируется в следующем порядке. Если общая стоимость полученных должностным лицом имущества, имущественных прав, услуг имущественного характера превышает двадцать пять тысяч рублей то содеянное может быть квалифицировано как получение взятки соответственно в значительном размере; сто пятьдесят тысяч рублей - крупном; либо один миллион рублей - особо крупном размере, но лишь в том случае, когда принятие всех ценностей представляло собой эпизоды единого продолжаемого преступления.

Данный вывод применяется и подтверждается в судеюной практике. В качестве примера можно привести Постановление Президиума Московского городского суда от При квалификации преступления в сфере взяточничества, следует учитывать множество положений. Так, если за совершение должностным лицом действий бездействия по службе передача имущества, предоставление имущественных прав, либо услуг имущественного характера осуществляется не лично этому лицу, а другим лицам, в том числе юридическим, и должностное лицо, его родные или близкие не извлекают из этого имущественную выгоду, содеянное не может быть квалифицировано как получение взятки.

В качестве примера можно привести принятие спонсорской помощи должностным лицом государственного или муниципального учреждения в целях обеспечения деятельности данного учреждения за совершение им действий по службе в пользу лиц, оказавших такую помощь. В определенных случаях действия такого должностного лица должны быть квалифицированы как злоупотребление вмененными ему полномочиями, либо как превышение таковых, но не как получение взятки.

Статья Уголовного кодекса РФ устанавливает ответственность за дачу взятки в виде штрафа, исправительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, принудительными работами, а также лишением свободы.

В части установления фиксированного размера штрафа, конституционность части четвертой статьи Уголовного кодекса РФ, которая предусматривает, что указанные в ней деяния наказываются штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки, была предметом рассмотрения Конституционным Судом Российской Федерации.

По мнению заявителя, оспариваемая норма не соответствует статьям 5, 15, 17, 21, 45, 46 и 55 Конституции Российской Федерации, поскольку, устанавливая в качестве дополнительного наказания штраф в фиксированном кратном размере, она не позволяет учесть имущественное положение осужденного и его семьи, возможность или невозможность получения ими заработной платы или иного дохода, притом что штраф является несоразмерным, не может быть заменен иным видом наказания и требует для уплаты неопределенного по длительности периода времени, в течение которого - даже после истечения испытательного срока - лицо будет испытывать правовые последствия судимости.

Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не нашел оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению Определение Конституционного Суда РФ от


Читайте также:

  • Прокуратура может обратится в суд за защитой прав
  • Угон автомобиля что делать в первую очередь в
  • Негаторный иск и иск по признанию права собственности
  • Где сдавать экзамены пдд после лишения прав