Главная | Уголовный юрист | Упрощенный порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям

Уголовные дела по налогам: учитывайте практику

Удивительно, но факт! Предположим, что у следователей возник повод для возбуждения уголовных дел.

Ранее следователь мог возбудить дело по таким составам только после поступления материалов из налогового органа. В свою очередь налоговая инспекция направляла соответствующие материалы в следственные органы лишь после того, как налогоплательщик не исполнил вовремя требование об уплате налога, направленное на основании решения о привлечении к ответственности за неуплату налогов. Такие ограничения для свободного возбуждения уголовных дел следователями по налоговым преступлениям были установлены в УПК РФ в конце года.

В настоящее время эти требования отменили, и следователи теперь имеют право возбудить уголовное дело по налоговому преступлению, даже не располагая материалами проверки из налоговых органов. Новый порядок распространяется и на те преступления, которые были совершены до вступления в силу вышеуказанного закона, так как в силу ст. Какие преступления относятся к налоговым Уголовный кодекс предусматривает четыре состава преступных деяний, которые принято называть налоговыми преступлениями.

Первые два предусматривают уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов налогоплательщиков — физических лиц, в том числе предпринимателей ст.

защита прав в суде без адвоката

Помимо этого ответственность предусмотрена для налогового агента, который не исполняет в личных интересах свои обязанности ст. В любом случае ответственность наступает, если преступления были совершены в крупном или особо крупном размере. Сумму недоимки определяют за период в пределах трех финансовых лет подряд. Крупный размер для организаций составляет более 2 млн рублей, а особо крупный размер — 10 млн рублей. Поводы для возбуждения любого уголовного дела перечислены в ст. Все эти источники информации теперь являются поводом и для возбуждения дел по налоговым преступлениям.

А вот при сокрытии имущества ответственность предусмотрена при совершении преступления в крупном размере. Причем в таком случае крупный размер равен 1 млн тыс. Кто и как должен определять размер недоимки по налоговым преступлениям — Как и ранее, размер суммы недоимки определяет следователь, в производстве которого находятся уголовное дело или материалы сообщения о налоговом преступлении.

Причем даже до поправок следователь был вправе скорректировать сумму недоимки по налогам и сборам, установленную налоговым органом в решении о привлечении к ответственности. Более того, как показала практика, сложившаяся до декабря года, следователи подвергали пересмотру решение налогового органа в части суммы недоимки более чем в 90 процентов случаев.

Например, в ходе расследования могло быть установлено, что по отдельным видам налогов имели место неумышленные ошибки и просчеты при их исчислении. А это исключает уголовное преследование в этой части. Тогда сумма недоимки, рассчитанная налоговыми органами, подвергалась корректировке. Зачастую следователь корректировал сумму недоимки на основе заключения эксперта, составленного с учетом обстоятельств уголовного дела. Инспекция в ходе проверки просто объективно не могла учесть эти обстоятельства.

Запрос следователя в налоговый орган предполагает три возможных варианта ответа. Что должен сделать следователь, если инспекция сообщила, что налоговая проверка только началась или не проводилась вовсе? Такие документы являются лишь одним из доказательств, которое следователь оценивает в совокупности с другими доказательствами.

И следователь при принятии процессуального решения вправе не принимать за основу эти документы. Поэтому наличие сведений о проводимой налоговой проверке — это лишь основание для более тесного взаимодействия следователя и налогового инспектора. Фактически они могут исследовать параллельно одни и те же действия налогоплательщика.

Поэтому информация о том, что проверка в отношении налогоплательщика не проводилась, не служит препятствием для следствия. Если из материалов проверки сообщения о преступлении будут усматриваться признаки налогового правонарушения, то следователь обязан в десятидневный срок со дня поступления таких сведений направить материалы в налоговый орган для принятия по ним решения. Это нужно, например, когда налогоплательщик совершил налоговое правонарушение, о котором инспекция еще не знает, и оно не содержит признаки преступления.

Как может подозреваемый или обвиняемый узнать размер ущерба, чтобы в целях прекращения уголовного дела оплатить его полностью. Налоговый орган производит расчет на основе информации, которую ему предоставит следователь. Как именно следователь направляет информацию в инспекцию и как он получает от нее расчет, в Уголовно-процессуальном кодексе не установлено. Однако порядок взаимодействия следователя и налоговых органов закреплен в п. Представляется, что основанием для направления следователем запроса о расчете сумм пеней и штрафа будет заявление самого обвиняемого подозреваемого или его защитника о проведении расчета подлежащей уплате суммы ущерба от налогового преступления.

упрощенный порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям едва отдаем

В чем суть нового порядка возбуждения дел по налоговым преступлениям Основная суть изменений, внесенных названным законом, заключается в отказе от обязательности материалов налоговых инспекций в качестве источника информации о преступлении и повода для возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям. Тем не менее одним исключением этой нормы из закона изменения не ограничились. Если раньше исключительным поводом для возбуждения дел по налоговым преступлениям были материалы налоговых инспекций, то сейчас таким поводом служат все источники, указанные в ч.

Больше материалов по теме:

Здесь и далее под практикой применения упрощенного порядка имеется в виду практика, сложившаяся до декабря года то есть до начала действия прежней редакции, которая усложнила следователям порядок возбуждения налоговых уголовных дел. На практике чаще всего такими поводами являются заявления граждан например, одного из сотрудников компании, которая уклоняется от уплаты налогов или результаты оперативно-разыскной деятельности подразделений по борьбе с налоговыми преступлениями. При этом материалы налоговых инспекций по-прежнему считаются поводом для возбуждения уголовного дела.

Налоговая инспекция вправе направить такие материалы при соблюдении ряда условий. Во-первых, если она приняла решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, во-вторых, направила ему требование об уплате налога, а налогоплательщик не исполнил его в течение двух месяцев со дня окончания срока исполнения требования. В-третьих, размер недоимки должен позволять квалифицировать деяние налогоплательщика как налоговое преступление.

При частичной оплате недоимки по налогам налоговый орган все равно направляет материалы в следственные органы, поскольку такие недоимки подлежат оплате в полном объеме. Нужно отметить, что налоговая инспекция вправе направить материалы в следственные органы и в том случае, если налогоплательщик обжаловал в суд решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Документы направляются даже в тех случаях, когда суд приостановил исполнение такого решения. Действия следователя после получения информации о налоговом преступлении. Дальнейшие действия следователя после получения сообщения о налоговом преступлении регламентированы в статье УПК РФ. Основное из них — проверка сообщения о преступлении. В ходе проверки следователь еще до возбуждения дела может проводить следственные действия, указанные в ч.

Например, истребовать и изъять документы, назначить судебную экспертизу, потребовать проведения документальных проверок. Однако на практике следователь эти действия, как правило, не проводит и возбуждает уголовное дело на основании материалов, полученных в ходе проведения ОРМ. Следователь, получив сообщение о налоговом преступлении от органа дознания а именно он и проводит ОРМ , должен направить в налоговую инспекцию копию такого сообщения, иные документы и предварительный расчет недоимки. Эти документы следователь обязан направить не позднее 3-х суток с момента получения сообщения в налоговый орган, вышестоящий по отношению к той инспекции, в которой состоит на учете конкретный налогоплательщик.

Как правило, это региональные управления ФНС России. У налогового органа есть 15 суток на то, чтобы направить ответ на сообщение следователя. Следователь после получения ответа от налоговой инспекции обязан в течение 30 суток должен вынести постановление о возбуждении уголовного дела или постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. При этом в законе ничего не сказано о том, что заключение или информация, поступившие от налогового органа, имеют для следователя определяющее значение при решении вопроса о том, имеются ли основания для возбуждения уголовного дела.

Более того, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления, следователь может возбудить уголовное дело даже до получения информации от налоговой инспекции. А являются ли такие данные достаточными, следователь в каждом случае определяет по своему внутреннему усмотрению. Учитывая это, вышеописанная процедура становится для следователя скорее формальной, а поступившие из налоговой сведения носят справочный характер. К физическим лицам — субъектам преступления, преусмотренного ст. Также ими являются представители, через которых налогоплательщики осуществляют взаимодействие с налоговыми органами, и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность через подставных лиц.

Как поступить, если следователь возбудил уголовное дело Если спорная ситуация по уплате налогов обернулась возбуждением уголовного дела, то в первую очередь следует обратить внимание на некоторые процессуальные вопросы расследования уголовных дел. Так, можно определить, находится ли дата возбуждения уголовного дела в пределах срока проведения проверки по материалам, поступившим к следователю.

Напомним, этот срок равен 30 суткам с момента получения следователем материалов. Также необходимо выяснить, направил ли следователь прокурору копию постановления о возбуждении уголовного дела — такое требование прямо предусмотрено ч. В противном случае можно обжаловать постановление о возбуждении уголовного дела. При возбуждении уголовного дела немаловажно учитывать и сроки давности привлечения к уголовной ответственности. Если эти сроки истекли, то следователь не может возбудить уголовное дело, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению.

В случае с налоговыми преступлениями этот фактор играет весьма важную роль. Кроме того, Пленум ВС РФ рекомендовал судам при рассмотрении уголовных дел о налоговых преступлениях учитывать вступившие в законную силу решения арбитражных судов, судов общей юрисдикции, а также другие решения, принятые в порядке гражданского судопроизводства и имеющие значение для разрешения уголовного дела п.

Поэтому при наличии спорных ситуаций по уплате налогов важно использовать все предусмотренные законодательством способы обжалования решения налогового органа. В случае уголовного преследования важно ориентироваться на разъяснения, которые дал Пленум ВС РФ в постановлении от Пленум ВС РФ, в частности, указал, что уклонение от уплаты налогов можно совершить только с прямым умыслом и с целью полной или частичной неуплаты налогов п. Поэтому следователю надлежит установить и доказать вину, а также цель преступления. При определении вины ВС РФ рекомендует учитывать обстоятельства, исключающие вину в совершении налогового правонарушения.

Они перечислены в статье НК РФ. Кроме того, важно помнить о том, что избежать привлечения к уголовной ответственности по налоговым преступлениям можно, возместив на стадии расследования уголовного дела ущерб, причиненный государственному бюджету ч.

Эта статья является комментарием к:

При этом возмещение ущерба — это уплата в полном объеме недоимки, пеней и штрафов в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом и с учетом представленного налоговым органом расчета размера пеней и штрафов. Представители бизнеса и системы правоохранительных органов кардинально расходятся в оценках эффективности усложненного порядка возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям.

Официальная статистика Судебного департамента при Верховном суде говорит о тенденции к уменьшению числа осужденных по таким преступлениям. За год было осуждено человека, за й — , за й — После вступления в силу особого порядка возбуждения уголовных дел по налоговым статьям за год осуждено человек, за первое полугодие года — Но интересно изучить и статистику ФНС России по собираемости налогов. Так, за год в бюджет поступило 9 млрд рублей, за год — 10 ,3 млрд рублей.

За первое полугодие года уже собрано 5 млрд рублей. Из этих данных видно, что на фоне снижения числа обвинительных приговоров по налоговым преступлениям статистика налоговых органов показала устойчивую тенденцию к росту собираемости налогов. Выводы напрашиваются сами собой.


Читайте также:

  • Селитра или аскорбиновая кислота
  • Договор об определении долей
  • 75 закон об ипотеке
  • Женский клуб по расследованию убийств онлайн
  • Порядок получения паспорта при краже